Раздельное питание – очень известная и популярная диетологическая концепция. Она говорит о совместимости или же несовместимости одних продуктов с другими. Зачастую к ней прилагаются многочисленные таблицы, где говорится, что и с чем можно употреблять во время приема пищи, а что нежелательно. Иногда к раздельному питанию относят так же запрет на запивание пищи водой, исключение соли или специй и т.д. Ну а наиболее крайним проявлением этой идеи можно по праву считать моносыроедение.

Раздельное питание насчитывает огромное количество сторонников, тем не менее официальной наукой такой подход часто критикуется. Мы попробуем в данной статье разобраться со всеми нюансами этой концепции, её положительных и отрицательных сторонах. 

Немного истории

Сам термин “раздельное питание” тесно нами связан с фамилией известного натуропата Герберта Шелтона. Впервые он обозначил принципы своей системы еще в далеком 1928 году и с тех пор популярность разделения своего меню на составные части, кажется, не теряет популярности.

В основе своей системы Шелтон заложил результаты исследований небезызвестного российского ученого И.П. Павлова о различиях в выделении пищеварительных ферментов при смене характера питания, о чем автор-натуропт сам же и упомянал. Вот таблица которая получилась у Герберга, где он отобразил нежелательные для смешивания типы пищи:

  • Углеводная и кислая;
  • Пища богатая белком и пища богатая углеводами;
  • Два концентрированных белковых продукта;
  • Жиры и белки;
  • Кислые фрукты и белки;
  • Крахмал и сахар;
  • Разные крахмалы;
  • Дыни и арбузы с другой пищей;
  • Молоко с другой пищей.

В система многое говорилось и о том, что для каждого типа пищи необходима различная среда, скажем для переваривания белков — кислая, а для углеводов — щелочная. Утверждалось то, что при типичном для многих людей питании «смесями» за счет подавления пищевых ферментов процесс переваривания и усвоения пищи нарушается, что приводит к излишнему гниению, брожению пищи и проникновению в организм различных потогенов.

Но эти утверждения не совсем верны.

Критика

Начать проще с нее, так как можно будет сразу же обозначить многие знания о пищеварении нашего организма, которые, очевидно, были неизвестны в те далекие годы.

Теория раздельного питания создает сразу же огромное количество вопросов даже после ознакомления с ней. Например, очевидно, что в природе не существует продуктов питания, которые бы содержали в себе только лишь белки или, скажем, углеводы. Рафинированные продукты вроде растительного масла или сахара мы в расчет, само собой, не берем. Даже рекордсмены по содержанию тех или иных питательных веществ никогда не ограничиваются только ими: к примеру, в зерновых помимо обилия углеводов содержится 5-7% белка, а в мясе его около 20%.

Табличка порождает множество нестыковок. Немного странно слышать о несовместимости кислой и углеводной пище и знать, что в природе существуют яблоки или апельсины.  Или читать о запрете на употребление белковой или жирной пищи, если в мясе или многих орехах этих компонентов примерно поровну. Таких вопросов возникает не мало, но проблема здесь лежит даже не в нюансах, а в самом фундаменте теории.

Выравнивание состава пищи

Шелтон утверждал, что правильно подобранные комбинации продуктов способствуют их лучшему усвоению и более качественному всасыванию в кровь. Это его утверждение было опровергнуто позже, когда в результате многочисленных исследований были выявлены механизмы формирования химуса и открытие эндогенных белков.

Организму жизненно важно поддерживать гомеостаз и постоянство состава крови, поэтому прежде чем съеденное попадает в кровоток оно не только проходит тщательную ферментную обработку, но и приводится в консистенцию близкую к составу крови. Это подразумевает коррекцию аминокислотного состава, температуры, pH и т.д.

Что бы не было съедено нами – организм “выровняет” пищу по её составу в желудке и двенадцатперстной кишке, подготовив тем самым её к всасыванию и только затем пропустит пищевой комок (химус) дальше в тонкую кишку.

Вопреки мнению Шелтона и многим сторонникам раздельного питания смеси для организма гораздо легче для переваривания, нежели отдельные их компоненты. Утверждение, что раздельное питание облегчает переваривание пищи не верно. Скорее наоборот: постоянное употребление однотипной пищи, которая будет требовать усиленного “выравнивания” за счет внутренних запасов эндогенных белков, для организма обходится дополнительными энергозатратам.

Запивание еды холодной водой

Заблуждение о вреде запивания пищи распространено и существует в нескольких вариациях. Часто говорится о том, что вода разбавляет желудочный сок и ухудшает качество обработки пищи в желудке, а если она еще и чрезмерно холодная, то рефлекторно проталкивается желудком дальше по ЖКТ, захватывая с собой части непереваренной пищи.

Тоже довольно спорная концепция даже на первый взгляд. Во многих продуктах, особенно фруктах, воды огромное количество, но они не разбавляет по каким-то неведомым причинам желудочный сок. Да и охлажденный арбуз, жидкости в котором тоже немало, сложно назвать вредной пищей из-за его охлажденного состояния, правда?

Корни мифа о вреде запивания пищи по всей видимости лежат в одном стареньком исследование. В некоторых книгах по диетологии оно даже цитируется:

В практике советских рентгенологов (проф. В.Д.Линденбратен, 1969г) был такой случай. Надо было добиться удержания бариевой каши в желудке на время, необходимое для рентгенологического исследования. Но оказалось, что если кашу давать без предварительного подогрева (сразу из холодильника), то каша покидает желудок быстрее, чем рентгенологи успевали настроить свою тогдашнюю (1969 год), не столь совершенную аппаратуру. Рентгенологи заинтересовались этим фактом, провели эксперименты и, выяснили, что если запивать пищу холодными напитками, то время пребывания пищи в желудке сокращается с 4-5 часов до 20 минут

(Линденбратен В. Д. «Материалы к вопросу о действии на организм тепла», 1969, Институт экспериментальной медицины АМН СССР, г. Ленинград)

Этот миф словно вирус тянется из книги в книгу, на “вооружение” его берут многие диетологи и борцы за здоровый образ жизни.

Бариевая каша – не вода. Сложно сказать что-то о её метаболизме, но можно с уверенностью говорить, что перенос результатов этого наблюдения на воду не правомерен. Тем более, что с тех пор проведены многочисленные исследования непосредственно на человеке при употреблении именно воды, и они не подтверждают предположений:

  • В этом исследовании рассматривалось влияние жидкости и её температуры на переваривание пищи в желудке. В результате установлено, что время задержки жидкости в желудке определяется скорее индивидуальными особенностями организма, а не температурой жидкости;
  • А здесь говорится, что пища напротив дольше задерживается в желудке, если её запивать холодными или же горячими напитками. Выходит все наоборот?
  • Вот еще исследование влияния теперь уже температуры пищи на её переваривание. Нагретая пища или же чрезмерно охлажденная переваривается медленнее и чем ближе пища к температуре тела, тем организму комфортнее.

Наш ЖКТ способен переваривать любую по содержанию воды пищу, съедите ли вы водянистый фрукт или же концентрированные орешки или запьете и то и то водой. Все будет переварено с одинаковым для вас комфортом. Даже если вода будет слишком холодной или напротив горячей. Это просто немного продлит время нахождения пищи в желудке за счет дополнительной необходимости подогнать температуру пищевого комка до температуры кровотока. Не более того.

Торможение ферментов и подавление секреции желудочного сока

Как уже говорилось выше Г. Шелтон в основе своей диеты заложил исследования Павлова, который действительно проводил многие опыты над работой системы пищеварения. Он показал, что при скармливании разной пищи животным наблюдалась смена состава пищеварительных соков, — но убеждение, что различные ферменты взаимно подавляют друга —это уже не подтвержденные ничем домыслы натуропата. Никаких видимых причин так считать у него не было, — а многочисленные эксперименты физиологов в будущем однозначно опровергли его допущения. По данным НИИ питания РАМН даже при наиболее непозволительных смесях с точки зрения Г.Шелтона (мясо и хлеб, картофель и рыба) никакого взаимного торможения ферментов выявлено не было.

Так же Герберт утверждал, что раздельное питание гарантирует человеку защиту от поступления патогенных микроорганизмов, хотя известно, что основная защита от них – это не тип пищи, а скорее хорошая концентрация соляной кислоты желудка и тщательная обработка ею съеденного. Раздельное питание напротив иногда подавляет секрецию желудочного сока, и особенно это актуально при питании кислой пищей с малым содержанием белка.

Положительные стороны раздельного питания

Шелтон все же практик, и очевидно, что его система работала, даже не смотря на сомнительную теоретическую составляющую. Не зря несмотря на обилие критики и нестыковок раздельное питание довольно популярно даже сегодня спустя столько лет. Оно, прежде всего, способствует похуданию и это основная причина распространенности этой концепции. Она рекомендована прежде всего людям, которые стремятся сбросить вес и скорее противопоказана тем, кто хочет его набрать. Но похудание происходит это не из-за разгрузки ЖКТ, а наоборот.

Раздельное питание – это не снижение нагрузки на пищеварительную систему, а напротив – её увеличение. Шелтон здесь ошибся целиком и полностью. Наиболее легкая пища для переваривания организмом – это сбалансированное по составу «блюдо», которое не нуждается в дополнительном “выравнивании” за счет внутренних запасов. Наиболее эффективный способ облегчить работу ЖКТ – это небольшие кол-ва пищи, максимально сбалансированные по своему составу. Именно такое питание называется в медицине «диетическим» и такой подход применяется при серьезных расстройствах ЖКТ и патологиях.

Но излишня нагрузка для человека стремящегося похудеть крайне важна. Более того, здесь работает еще и психологический фактор: если мы начинаем кушать привычные блюда по-отдельности то чаще всего съеденные в итоге объемы резко сокращаются. Еда нам кажется безвкусной и “пресной” (особенно если убрать из нее специи и соль), поэтому есть мы её в больших количествах не можем. Есть такая фраза, авторство которой мне неизвестно: «Лучший способ похудеть — это начать готовить невкусно.» Мне кажется к раздельному питанию она применима.

Здесь так же наблюдается эффект схожий с подсчетом калорий. Для многих такой способ похудения, как подсчет калорий, может показаться глупым, но для некоторых ученых именно наличие в диете фактора подсчета съеденного является ключевым моментом успеха диеты. Порой важно просто задуматься о количестве съеденного и посмотреть «со стороны» на то, что ты скушал, а этому как раз и способствует подсчет, который ведется так же при попытке разделить и съесть привычную пищу по отдельности.

В качестве резюме

Раздельное питание, увы, построено на весьма зыбкой почве. Хотя многие его постулаты являются заблуждением, верно и то, что такая система в ряде случаев работает и даже рекомендована при ряде проблем. Она заслуженно является популярной у людей борющихся с лишним весом, но здоровому же человеку по-сути нет никакой разницы кушает он раздельно или смесями.

Наш организм приспособлен к тому, чтобы питаться смешанной пищей. Для него чем ближе смесь к оптимальному для него составу, тем легче. Верно так же и обратное. А если смеси субъективно воспринимаются как более тяжелая пища, то лишь потому, что ЖКТ просто отвыкло от привычного ранее режима работы.

Единственное, что мы упустили в статье — это крайний случай раздельного питания – монотрофное сыроедение, или же просто моносыроедение и о нем мы обязательно поговорим в следующий раз.

 

Всего комментариев: 36

  1. vk.com Эля Улазовская 15 Мар 2013 at 8:46 пп #

    Да, Юра, нравится мне твой сайт!!! Прям очень приятно здесь…

    По статье — нравится твоя манера размышления….

    НО лично я пробовала раздельное питание — и мне реально было легче — пищеварение улучшалось и доставляло мне меньше проблем…Скоре конечно это моя специфика, а может просто благодаря тому, что например мяса я меньше ела в те периоды, или там всякие бутерброды.
    И мне кажется, что сочетания пищи это важно…особенно для слабых животов))
    Потом например, если съесть борщ с хлебом или без него, тоже разные реакции организма…

    • Юрий 17 Мар 2013 at 4:54 дп #

      Благодарю за отзыв!

      НО лично я пробовала раздельное питание — и мне реально было легче

      Думаю, что легче стало по немого другим причинам и ты на них указала. :) Раздельное питание отличная штука, но все-таки наш ЖКТ без проблем справляется с любыми смесями, лишь бы пищи не слишком много было, тогда да — переваривание тормозится.

  2. facebook.com Kirill Vasilyev 16 Мар 2013 at 1:33 пп #

    А в отношении фруктов как? Тут же встречал статью, что они быстрее перевариваются, их лучше отдельно принимать от основной пищи?

    • Юрий 17 Мар 2013 at 4:58 дп #

      Кирилл, сейчас пойдут статью немного другого формата, которые многое из старой информации поставят под сомнение или же позволят увидеть с другой стороны. Фрукты быстро перевариваются как в смесях, так и без если, конечно, вы предварительно не привыкли их кушать исключительно моно. Но это не значит, что их нужно смешивать…

  3. Ольга 16 Мар 2013 at 6:08 пп #

    Юра, спасибо за новую статью. Всегда очень интересно читать твои мысли. Мне теория раздельного питания напоминает современную трактовку питание по принципам аюрведы. Схожая картина.

  4. Роман 16 Мар 2013 at 9:10 пп #

    По раздельному питанию я читал немного другое объяснение. Если кратко, то то что белковая пища переваривается в кислой среде, а углеводная в щелочной — это миф. На самом деле вся пища переваривается в щелочной среде, в двенадцатиперстной кишке. В желудке же пища только подготавливается к пищеварению. Для белковой пищи, в желудке только немного начинается разложение белков с помощью пептипа (около 10%). Но основная функция желудка, это все таки подготовка химуса. Все, что находится до двенадцатиперстной кишки по сути служит для предварительной обработки пищи: измельчения, увлажнения, еще измельчения, набухания, подготовки к перевариванию. И для переваривания моно пищи, и смешанной пищи организму требуется практически одинаковое к-во энергии. Тут скорее более важно, чтобы организм был привычен к этой пище, т.к. он способен подстроится под любую пищу. Но есть некое время на адаптацию. И поэтому резкая смена рациона, даже к «более полезной» пище, может привести к временному расстройству ЖКТ.
    И именно этим и вредно длительное раздельное питание. Организм привыкает к простой пище, к простым компонентам. Хотя в этом ничего плохого и нет. Но просто потом, даже самое небольшое смешение, может привести к очень серьезным последствиям. Поэтому и советуют, держать ЖКТ немного в тонусе, т.е. питаться разнообразно.
    А из положительных свойств раздельного питания, да все верно. Это один из способов питаться меньше, со всеми положительно вытикающими из этого последствиями. Именно этим объясняют успехи Шелтона в Калифорнии, где много ели мяса с картошкой. Начав есть мясо и картошку раздельно, люди вынуждены были есть мясо меньше, чем раньше. В итоге уровень мяса переставал быть очень большим, что и приводило к выздоровлениям.
    А вот по теории из статьи о выравнивании. А какая пища является наиболее близкой к составу крови? Просто из этого как то напрашивается очевидный ответ: кровь и мясо. Но вроде ж это не так. Например, углеводная пища очень хороша и для переваривания и для энергетических потребностей организма.
    По запиванию еды водой, интересно. Раньше об этом не читал. Но чувствую с этим постулатом, мне будет труднее расстаться чем с раздельным питанием.

    • Юрий 17 Мар 2013 at 5:13 дп #

      На самом деле вся пища переваривается в щелочной среде, в двенадцатиперстной кишке.

      Верно, вот, кстати, слова физиолога по-поводу раздельного питания и Шелтона:
      Шелтон имел весьма приблизительное представление о существовании между желудком и тонким кишечником двенадцатиперстной кишки, именно в которой перевариваются одновременно белки (ферментом поджелудочной железы трипсином и прочими протеиназами), жиры (липазами при участии печеночной и пузырной желчи) и углеводы (различными амилазами), то есть, никакого «раздельного» пищеварения, по крайней мере в двенадцатиперстной кишке, просто не существует

      Тут скорее более важно, чтобы организм был привычен к этой пище, т.к. он способен подстроится под любую пищу

      Ага, все-таки с течением времени организм «подбирает» привычные концентрации пищеварительных ферментов и в миг всю систему не перестроит.

      А какая пища является наиболее близкой к составу крови?

      Прежде всего это пища с полноценным спектром аминокислот. К примеру: в зерновых мало лизина, в молоке его много. Если мы скушаем первое и много, то организм будет секретировать эндогенные белки, чтобы выровнять аминокислотный состав. А если мы запьем зерно молоком, то объективно такая смесь потребует меньше энергозатрат со стороны организма. Такая «каша» ближе к тому химусу, который необходимо получить, чтобы начать усвоение. Так же и с температурой… запили сильно холодным молоком — «каша» пролежит в желудке дольше времени, пока не придет к температуре нашего организма, крови. Мясо и кровь кушать не обязательно. :)

      Но чувствую с этим постулатом, мне будет труднее расстаться чем с раздельным питанием.

      Просто нужно понимать, что катастрофы не произойдет если я, скажем, запью орешки водой. А порой так хочется…

      Организм боле гибкая штука, чем считалось в 1940-х годах. И это здорово ?

  5. imbolc 17 Мар 2013 at 9:23 дп #

    Не пойму Юра, ты прикалываешься что ли? Или ищещь оправдания своему текущему питанию? Что блин за жёлтая пресса? Ты начни с начала пищеварения. Изо рта. Действительно, нафига эти амилаза и мальтаза расщепляют крахмал во рту. Давай булочки с сахаром есть. А чего их тогда есть, давай клизму делать раз всё переваривается в кишках. Кислотность желудочного сока не влияет на пищеварение тоже? Стало быть и гастритников с язвенниками не существует. Жесть блин, просто слов нету :) И комментаторы туда же, переходи уже в нееды не мучь себя, последователи  будут :)

    • Юрий 17 Мар 2013 at 11:01 дп #

      Почему же желтая пресса? Я наоборот пытаюсь все больше и больше обосновать те или иные альтернативные системы питания с более научной точки зрения. Причем здесь мое питание? Под сыроедение я приведу уйму доводов, но если в его теории есть дыры то я не стану закрывать на это глаза. Я знаю, что ты не согласен со многим что я писал: например о том, что Е-шки безвредны, но не совсем пойму что ты хотел сказать… разверни мысль.

      Пока я только понял то, что тебе очень не нравится написанное.

      • imbolc 17 Мар 2013 at 1:36 пп #

        Давай сначала по стадиям пищеварения. Я пишу, что помню из школы, ты опровергаешь новыми исследованиями и идём дальше.

        1. Слюна.  Если есть чистый крахмалистый продукт, например рис, выделяется густая слюна богатая амилазой. Она расщепляет крахмал до олигосахаридов и рис становится сладковатым на вкус. Если этот же рис есть с подсластителем: сахаром, мёдом или фруктами — слюна будет жидкая, без амилазы. Соответственно, мешая крахмалы и сахара мы лишаемся полноценного переваривания во рту.

        • Юрий 19 Мар 2013 at 11:08 дп #

          А откуда ты слышал, что при этом слюна будет без амилазы? А что будет, если ты скушаешь скажем банан, в котором есть как крахмал так и простые сахара?
          Многие продукты — уже смесь крахмалов, белков, углеводов и прочего… даже в твоем примере в определенный момент будут присутствовать во рту как крахмалы, так и сахара с многим другим.

          Нет в природе «чистых» продуктов, это то я и пытаюсь донести.

          • imbolc 19 Мар 2013 at 11:22 дп #

            > А откуда ты слышал, что при этом слюна будет без амилазы?

            Опытов я не ставил, как и ты, собственно. Но на вкус слюна совершенно другая, жидкая и почти безвкусная. Такая же, как при поедании сладких фруктов. Думаю, основным сигналом для выделения амилазы является вкус крахмалистого продукта. Меняем вкус, меняем реакцию организма.

            > Нет в природе «чистых» продуктов, это то я и пытаюсь донести.

            В природе вообще ничего идеального нету. Идеальных продуктов в том числе. Но это не причина их ухудшать.

            • Юрий 19 Мар 2013 at 11:47 дп #

              Я и скорость света не измерял, но знаю её значение. У меня есть критерии, по которым я определяю что истинно, а что нет и не всегда я пользуюсь личным опытом. Что, как мне кажется, естественно.

              Вообще, я не понимаю на счет чего у нас снова перепалка? Слишком много их в последнее время между нами, я итак уже в блог захожу, чтобы поспорить да поотбиваться от нападающих :). Как на работу!

              Не могу понять, почему все так реагируют, когда я, скажем, написал, что сырая пища переваривается сложнее, чем вареная, а раздельное питание гораздо сложнее для организма, чем смеси. Мы, видимо по-разному смотрим на одни и те же выводы. Вышесказанное не значит, что сырая пища — ерунда, а давайте все сварим а моно — зло. И последнего я тоже нигде не говорил, а скорее напротив.

              Именно нагрузка на соответствующую систему тренирует её и делает сильной и здоровой. В этом то и есть смысл сыроедения, закаливания, физкультурных нагрузок и т.п. В этом я вижу смысл здоровья. И если я скажу, что лежать неподвижно на кровати в гипсе менее энергозатратно, то это не значит, что я против физкультуры… совсем таки наоборот! В этом то и смысл, что если ты не даешь нагрузку на ноги, то они атрофируются, детренируются, и после месяца лежания на кровати и ходьба может показаться вредной и тяжелой работой.

              Так и тут… если человек кушает фруктики мягкие пол года, а потом у него после салата с корнеплодов всю ЖКТ останавливается, то это происходит не по той причине, что «смеси вредны, а морковка с капустой не видовая пища», а потому, что кишечник уже забыл, что такое нагрузка.

              Что тебя так зацепило в написанном? Что я считаю раздельное питание более тяжелой для ЖКТ пищей?

              • imbolc 19 Мар 2013 at 1:59 пп #

                Третий раз повторяю, что мне не нравится. Не нравится, что ты ограничиваешь пищеварение кишечником. Не обработанная слюной пища попадает в желудок. Там не может установиться правильная концентрация кислоты, что проявляется как изжога. При раздельном питании изжоги не бывает. И как следствие не бывает гастритов и язв. Дальше плохо обработанна масса попадает в кишечник, где тоже плохо усваивается, у половина населения проблемы с кишечником.

                Вот эта твоя фраза не верна:

                Что бы не было съедено нами – организм “выровняет” пищу по её составу в желудке и двенадцатперстной кишке, подготовив тем самым её к всасыванию и только затем пропустит пищевой комок (химус) дальше в тонкую кишку.

                По факту, сфинктеры, разделяющие разные отделы жкт приходят в негодность по большей части в ходе описанного мной процесса. Просто, почитай отчёты патологоанатомов, в каком состоянии жкт умерших.

                • Ольга 19 Мар 2013 at 4:46 пп #

                  Уважаемые Юра и imbolc, очень интересно читать вашу полемику. Давайте здесь, а не в скайпе и при встрече :)Интересно же! :)

                  • Юрий 21 Мар 2013 at 6:37 дп #

                    Мы уже поговорили в скайпе, но не переживайте еще не раз мы будем общаться здесь, на страницах блога и я обещаю, что переносить беседу в другой место теперь уже не будем :)

          • imbolc 19 Мар 2013 at 11:25 дп #

            Да, и по поводу эпитета :) Именно жёлтой прессе свойственно взять кричащий заголовок, надёргать каких-то кусочных исследования и сделать из ни

            • imbolc 19 Мар 2013 at 11:31 дп #

              Да, и по поводу эпитета :) Именно жёлтой прессе свойственно взять кричащий заголовок, надёргать каких-то кусочных исследований и сделать на их основе шокирующее обобщение. Поэтому и предлагаю тебе рассмотреть влияние раздельного питания на все известные стадии пищеварения.

              • Юрий 19 Мар 2013 at 11:50 дп #

                Да, заголовок у меня действительно получился кричащим: «Раздельное питание». :) imbolc, мне просто лень спорить сейчас, правда. Как-нибудь потом, по скайпу или когда в гости съедемся… ?

  6. vk.com Svyatoslav Andrusenko 20 Мар 2013 at 11:18 дп #

    Что понравилось:
    1) Сырая пища, дает большую нагрузку на ЖКТ особенно после варенной пищи — да этот так есть. При сыроедении должны четко работать поджелудочная, кислотность желудка быть в норме и т. д. Сплошь и рядом примеры когда люди переходят на сыроедении и пища не усваивается какое-то время. Соответственно им только плавный переход.
    2) Про аналогию сыроедения с физ. нагрузкой, закаливанием это тоже согласен.
    Что не понравилось и вызывает вопросы:
    1) По смешиванию пищи СЛЕДУЕТ сделать разделение! Смешивание НА СЫРОЕДЕНИИ и НА ОБЫЧНОМ СБАЛАНСИРОВАННОМ ПИТАНИИ. Если на сыроедении смешивать в салатах: овощи, семечки, орехи вмеру то это в целом будет проще для усвоении и выравнивания хумуса как ты писал. Но опять же по аналогии с нагрузкой НАГРУЗКА ТО меньше чем на моносыроедении (на моно с овощами, фруктами, орехами. Одни фруктика это частный случай). Но если на обычном питании мешать МЯСО с КАРТОЧКОЙ то какое ТУТ ОБЛЕГЧЕННОЕ ПИЩЕВАРЕНИЕ???? это прямая дорога к болезням ЖКТ которыми все население почти болеет: язвы, гастриты, панкреатиты и т.д. — тут к гадалке не ходи оглянись вокруг, все же видно.
    2) Смешивание фруктов как-то тоже не то. Фрукты вкусны если есть по оддельности. Как по мне фруктовые салаты не вкусны, когда еще мешают крахмалистые фрукты, сладкие, кислые. ФРУКТИКИ по отдельности верно.
    3) Запивание водой в процесе еды. Лучше перед едой пить воду, во время и после — не вариант. Только если как ты писал запить орехи 1-2-мя глотками воды это ЕСТЕССТВЕННО. Но если при поедании Салата запить его ЧАШКОЙ 0,3-,0,5 литрами воды, то ЖКТ явно не обрадуется и вариться будет больше, сложнее — это мой опыт. То же самое на обычноедении вся эта и без того неадекватная пища запиваемая водой только создает еще большие проблемы. Случай из жизни. Встретил знакомую не видел пару месяцев, девочка явно стала лучше, похудела. Сделал комплимент. Она говорит: это я прочитала статью в журнале о том что лучше при приеме пищи не запивать ее. Она перестал запивать обед чаем — и сразу похудела.
    4) В целом на сыром питании ЕЛЕМЕНТАРНОЕ разделение нужно соблюдать. Не мешать напр. Жиры с Фруктами (орехи+фрукты). Сочные фрукты лучше есть отдельно (арбуз, апельсин) тут должен быть частный подход у кого-то может быть отличия, сильно заморачиваться не стоит. Но в тоже время ГЛАВНЫЕ принцыми все же есть для БОЛЬШИНСТВА людей.

    • Юрий 21 Мар 2013 at 6:52 дп #

      День добрый!

      1) Мясо с картошкой в любом случае сложная консистенция для переваривания, хоть по отдельности хоть вместе. Тот же поход в МакДональдс — это несомненно огромная нагрузка на ЖКТ, но не только из-за того, что тут происходит смешивание несовместимых продуктов, но и из-за количества съеденного тоже. Такая доза калорий в один момент вряд ли встретиться где-либо в природе в естественной дикой среде, организм не готов к такому!

      Помните я написал еще о том, что смешанное питание применяется во врачебной практике не просто так, а специально ограниченными дозами. Так же было сказано, что чаще всего мешанина съедается в больших количествах, чего нельзя сказать о раздельном питании, и это, безусловно важно. Я лишь хочу сказать, что раздельное питание не работает благодаря тому, что снижает нагрузку за счет разграничения компонентов пищи — здесь все в точности наоборот. Улучшение пищеварения если и происходит, то благодаря снижению количества съеденного.

      2) Согласен, мешают фрукты крайне редко. Не совсем это вкусно, но я не вижу ничего зазорного в том, чтобы мешать салаты с овощами и зеленью. ?

      3) Ну если запивать обильный обед обильной дозой воды, то конечно проблем не избежать, но опять же причина эти проблем не в том, что вода разбавляет сок или же проталкивает пищу дальше по ЖКТ, а в том, что если желудок уже забит, то не стоит заливать или закидывать туда еще что-то.

      4) Тут полностью с вами согласен! У каждого свои не только физиологические предрасположенности но и банальные психологические привычки. Тут каждый пусть сам выбирает что с чем смешивать, а что нет.

    • Али 28 Мар 2014 at 10:09 дп #

      Про фрукты и орехи совсем не поняла.Как это не мешать,при раздельном питании как раз орехи и можно с фруктами с творогом.Или я не так понимаю???(((

  7. Nel 20 Мар 2013 at 7:25 пп #

    Извините, если повторюсь (почему-то кажется, что уже давала эту ссылку в комментарии к какой-то из Ваших статей). Но очень советую ознакомиться вот с этим материалом по раздельному питанию http://razdelnoepitanierecepty.ru/ob-avtorax.htm Автор этой книги — современный учёный, сторонник раздельного питания. Он как раз строит представление о нём с точки зрения современных научных знаний, объясняя, в чём Шелтон заблуждался и почему.
    Я следую принципам раздельного питания, и хочу сказать, что они работают. Отнюдь не только для похудения. Раздельное питание улучшает самочувствие. Ведь Шелтон и другие сторонники раздельного питания не просто помогали людям похудеть, они помогали им вылечиться от различных заболеваний. И  универсальность применения раздельного питания для лечения многих болезней как раз говорит о том, что оно помогает нормализовать работу ЖКТ в целом, и тем самым помочь организму.
    Когда я читала критику раздельного питания (её действительно очень просто найти, и основывается она как раз на том, что Вы описали: в природе не существует продукта, состоящего только из одного питательного вещества, будь то крахмалы или белки), я была озадачена. Потому что раздельное питание было моим первым шагом в изменении питания, и сразу принесло положительные результаты. Поразмыслив, я тогда решила, что это так же как и в случае с сыроедением: просто ещё нет теоретического обоснования тому, что имеет место на практике.  Относительно недавно наткнулась на упомянутый выше сайт, и там нашла ответы на многие свои вопросы по раздельному питанию. В частности, самой познавательной была статья о продвижении пищи по желудку.
    Кстати, я не наблюдаю уменьшения своих порций, скорее наоборот ?

    • Юрий 21 Мар 2013 at 6:57 дп #

      Хороший сайт, читаю. Благодарю за наводку думаю будет интересно не только мне, но и другим читаелям

  8. Михаил 21 Мар 2013 at 8:38 дп #

    Добрый день, Юрий!
    Скажите, пожалуйста, я правильно понимаю, что данная статья и Ваша же статья, написанная двумя годами ранее (/perevarivanie-i-usvoenie/), есть полная противоположность?

    • Юрий 21 Мар 2013 at 9:22 дп #

      Привет! Да, все верно. Предчувствуя следующий вопрос напишу: да, я знаю, что информация между статьями противоречивая, но эта статья о раздельном питании гораздо ближе к истине. За 2 года много изменилось, в том числе мое мировоззрение, знания и методики «поиска истины».

      • Михаил 21 Мар 2013 at 9:53 дп #

        А есть ли истина? Я почитал твою первую статью — она показалась мне достаточно логичной, вторая статья ей в логичности не уступает. Не исключено, что через пару лет твое мировоззрение даст повод написать третью статью…и она так же будет логична. И это нормально. Это в очередной раз доказывает, что никто кроме самого человека, его собственного тела, не сможет лучше подсказать что и как надо делать, чтобы было правильно..»истинно»! У каждого свой путь. Но сайты подобно этому, если пропускать их через свой фильтр, помогают находить недостающие кирпичики, залатать дыры, найти мотивацию в сложной ситуации. Вот за это тебе спасибо!

        • Юрий 21 Мар 2013 at 10:00 дп #

          А есть ли истина? Безусловно! Мы здесь вполне себе материальные вещи рассматриваем, скажем ЖКТ, который независимо от наших мыслей, мнений и «пути» переваривает пищу определенным образом. Я согласен, что все обязательно изменяется от человека к человеку но общие какие-то тенденции все-таки есть. Вот их и хочется знать. И для их выявления существуют методики и принципы.

          Спасибо за отзыв, рад, что написанное вам полезно :)

  9. Дмитрий 21 Мар 2013 at 4:06 пп #

    На сыроедении около двух лет. На данный момент интуитивно понимаю, что жиры например и вовсе не нужны человеку. Без жиров уже около полугода, да и до этого баловался только тыквенными семечками. О переваривании и сочетании продуктов — мнение каждого. Из личного опыта скажу лишь то, что с течением времени вкусовые ощущения от пищи начинают все меньше и меньше Вас волновать. Где то в глубине души Вы понимаете, что принимаете пищу не для выделения эндорфинов, а так для пополнения энергии для организма. И вот здесь у Вас начинается самое интересное: Вашему подсознанию больше не нужно разнообразие вкусов, но сознание всячески сопротивляется этому. Наступает этакая ломка, ну если хотите — называйте это пищевой наркоманией. А что для Вас лучше, так это выбор каждого, однако попробовать или что-то проэксмериментировать так вообще никогда не поздно, тем более скоро лето. А по-поводу того, что для всего этого нужны все здоровые органы жкт, так никто ведь Вас не заставляет сию минуту переходить на монотрофное питание. Сначала подготовьте свой жкт, ну а затем и понемножку свой разум переводите на новый уровень взаимоотношений с матушкой природой!!! А там я думаю Вы уже и сами увидите куда топать дальше.

    • Али 28 Мар 2014 at 10:16 дп #

      Жиры не нужны мужскому полу.А женскому ооочень нужны,так как без них не будут правильно функционировать женские органы,точнее гармональный фон нарушается,и следствие-бесплодие.

  10. Валентин 25 Мар 2013 at 5:00 дп #

    Статья логичная. Сайт полезный, помогает без фанатизма взглянуть на питание и здоровья. Что мне у вас нравится, здесь нет изотерического, мистического объяснения и обещания «спасения души» или «становления Богом» если будешь делать так как сказано. Спасибо Вам!)
    Но, вопрос по статье: «организм “выровняет” пищу по её составу в желудке и двенадцатперстной кишке». Как это происходит? И как это доказывается? В общем и целом для меня эта фраза непонятна: что значит выровняет?

    • Юрий 30 Мар 2013 at 7:28 пп #

      Благодарю за отзыв!
      По «выравниванию» попробуйте погуглить прежде всего по «эндогенным белкам», думаю без проблем выйдете на нужную инфу. От себя приведу лишь цитату, которая тоже поможет найти информацию:

      В 1948 г. И. П. Разенков и его школа выдвинули концепцию о существовании особой стороны деятельности желудочно-кишечного тракта, заключающейся в том, что в полость пищеварительного тракта выделяется сравнительно большое количество эндогенных нутриентов органической и неорганической природы. Особенно это относится к белкам. Секретируясь в полость пищеварительной системы, эндогенные белки, как и белки пищи, расщепляются ферментами и всасываются. Благодаря этому процессу происходит обогащение и выравнивание всасываемой смеси аминокислот. Если пища бедна какой-либо незаменимой аминокислотой или другим компонентом пищи, желудочно-кишечный тракт пополняет его содержание в химусе, образуя смесь с таким же относительно постоянным составом свободных аминокислот, как и при обычном смешанном питании. Поступающие в полость желудочно-кишечного тракта эндогенные белки — это обычные составные части секретов, выделяемых железистыми аппаратами: ферментные белки, гликопротеины, обломки белковых молекул, отделяемые при активировании проферментов, белки отторгнутых от слизистой оболочки кишечника эпителиальных клеток и пр. Большая часть этих белков (около 82 г в сутки) по данным А. Д. Синещекова (1970), И. П. Разенкова (1948), H. N. Munro (1979) и др. гидролизуется в кишечнике и затем всасывается в кровь. Пищеварительные железы вновь отбирают аминокислоты из крови, и таким образом происходит кругооборот белковых веществ между кровью и пищеварительной системой.

      По ключевым словам можете тоже провести расследование, если хотите погрузиться глубже ?

      • Валентин 31 Мар 2013 at 7:22 пп #

        Благодарю!) Из всего, что касается питания, напрашивается вывод: самый адекватный образ питания — вегетарианский (при н.у.)=) Еще раз спасибо за сайт! Много полезного, положительно сказывающегося на моем здоровье=)

  11. Тарас 17 Фев 2015 at 9:04 дп #

    Странно!!! Трижды странно!!! Две статьи абсолютно противоположны по убеждениям :)) /perevarivanie-i-usvoenie/ и эта.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ