Помню как в старших классах школы учитель по русской литературе задала вопрос: «Как вы считаете, быт определяет сознание, или сознание — быт?». Тогда это вызвало нешуточную дискуссию и к единому мнению мы так и не пришли. Сегодня же большинство склоняется к приоритету физических ценностей. Почему так получилось и разумно ли это? Хочется порассуждать над этими вопросами.По профессии я дизайнер. И не понаслышке знаю, как создается рекламный продукт, какими методами раскручивается и через что проходит, прежде чем быть замеченным и купленным нами, потребителями.

Основной двигатель торговли — реклама в СМИ. Мы живем в обществе потребления, где от количества проданных товаров зависит экономика государства, поэтому цель развития всех СМИ банальна — продавать. Перед создаваемыми ТВ каналами, выпускаемыми газеты и журналами, многими раскрученными сайтами ставится одна задача — рост рейтингов, привлекающий рекламодателей. Без него любой вид СМИ обречен быть затерянным среди большинства или задавленным конкурентами. Он не нужен , так как попросту не продает. Каждый человек и его энергетический баланс — это своего рода жизненный маленький эксперимент.

В современном информационном мире влияние на наше сознание СМИ огромно — это не секрет. Дети воспитываются не примерами реальной жизни, а с фильмов и телепередач. Жизненные ценности «подсматриваются» из читаемых журналов и бордов вдоль городских магистралей. Не мудрено, что многие из транслируемых рекламных установок крепко засели в нас, начиная с мелочей, вроде: «Актимель. Верный защитник вашего организма», и заканчивая глубокими нерушимыми верованиями.

Вот примеры таких установок: нам нужна работа со стабильной зарплатой, штамп в паспорте о замужестве, квартира, взятая в кредит и т.д. чтобы почувствовать стабильность в своей жизни. Мы покупаем дорогой костюм от Прадо под цвет своего спортивного авто, занимаемся в модном йога-центре  и летаем раз в году в отдохнуть в экзотические места, чтобы почувствовать себя оригинальнее, чем окружение. Побольше любовниц и потолще цепь на шее позволяют ощутить вкус значимости. Даже на поиск своей второй половинки нас чаще всего толкает желание «залатать» дырки в своей жизни. Как развить гармонию в себе?

Мы верим, что: деньги — это комфорт, уверенность в себе, независимость, власть и свобода. Хорошее авто позволяет стать более мобильным, авторитетным, уверенным в себе и значимым в обществе. Брак — это поддержка, любовь, счастье и стабильность, спокойствие и чувство защищенности.

А счастье? Мы не знаем, когда оно наступает. Либо думаем, что слишком много нужно для его достижения купить.

Жизнь человека в информационной среде потребительского общества сильно пошатнула баланс внутреннего и внешнего. У нас выстроилась четкая цепочка жизненных приоритетов: ИМЕТЬ-ДЕЛАТЬ-БЫТЬ. Мы всегда что-то ищем и покупаем для обретения желаемого внутреннего состояния. В лучшем случае для временного ощущения счастья и радости, в худшем — для поднятия своего чувства важности и превосходства над окружением.

Альтернативные установки

Он есть: придерживаться обратной цепочки — БЫТЬ-ДЕЛАТЬ-ИМЕТЬ. Если ты жизнерадостный и активный человек (быть) — ты живешь ярко, чаще шутишь и смеешься, заводишь новые знакомства(делать) — у тебя много друзей, интересная работа и творческие увлечения(иметь).

Или же ты уверен в себе (быть) — ты поступаешь решительно, идешь к своим целям, руководствуясь личными предпочтениями и интересами (делать) — ты добиваешься их, получая нужный тебе результат(иметь). Разница с навязанным вариантом в том, что внутреннее здесь первично.

Выглядит логичнее. Но как быть если я, к примеру, не уверен в себе? Если преобладающее состояние — нерешительность? Как же тогда начать действовать, чтобы обрести внешнее соответствие данному бытию?

Ответ прост: действовать, если бы ты уже был уверенным в себе. Постепенно увеличивать количество решительных шагов во всех областях жизни. Будет тяжело переступать линию своей зоны комфорта, и возвращаться к началу. Но со временем, по мере накопления опыта, ваше внутреннее состояние будет меняться, а количество неудач уменьшаться.

Так что же первично, сознание или быт?

Ни то, ни другое. Быт и сознание едино и влияют друг на друга в равной мере. И занять любую крайнюю или даже среднюю позицию было бы сильной ошибкой.

Желания менять внешние факторы своей жизни и обладать новыми вещами, разумны если вы осознаете, зачем Вам эти изменения и приобретения. Как не странно, но многие своих мотивов не видят, покупая «просто так» и гоняясь за чем-то внешним, не зная толком, для чего это нужно.

Именно с осознания мотивов своих поступков начинается путь к гармонии внешнего и внутреннего, в которой конфликтов психологического и физического просто не существует.

Добавить комментарий