Когда мы растем, нам внушают, что важно иметь цель в жизни. Цели. Именно цель позволяет человеку возвыситься над другими животными. Благодаря цели люди создают великие цивилизации, делают прорывы в науке, становятся лучше и лучше и все умнее и умнее. Или, во всяком случае, так принято считать.

Когда мы растем, нас учат добиваться успеха и избегать неудач. Именно двойная ценность цели и успеха и вытекающий из этого страх неудач не позволяют нам вырваться за рамки собственной личности. Проверенные шаблоны поведения приводят нас к успеху, и мы не намерены отказываться от них, рискуя потерпеть неудачу. Каждый человек и его энергетический баланс — это своего рода жизненный маленький эксперимент.

Однако существует два разных значения неудачи. Когда ребенок ищет выход из лабиринта, он знает, где его ждет успех, а где — неудача. Взрослым не надо ему ничего объяснять. Когда ребенок строит дом из кубиков, он знает, когда крушение дома означает неудачу (он хотел построить дом повыше), а когда — успех (он хотел, чтобы дом развалился). Успех и неудача в этом случае означает удовлетворение и неудовлетворение желания. Желание реально и важно; ребенку не нужно, чтобы общество вознаграждало и наказывало его за то, что он предпочитает успех неудаче.

Но есть другое, более важное значение неудачи с точки зрения ребенка; неудача — это когда не удается угодить взрослому, в то время как успех — это когда угодить удается. Если мать критикует ребенка за то, что дом, который он построил, разрушился, даже если он хотел, чтобы тот разрушился, то, что он первоначально ощущал как успех, а именно разрушение дома, становится неудачей: ведь мама говорит, что он сделал плохо.

Взрослеющий ребенок получает удовольствие от успехов в обучении, но его надо научить, что высшие балы — это тоже успех. Ребенок, который обгоняет другого ребенка, получает удовольствие от своей победы, однако проигравший тоже получает удовольствие от самого бега. Но после того, как взрослые поработают над ними несколько лет, они будут знать, что главное — не бег, а награда, и проигравший воспринимает поражение как неудачу. Соревнование доставляет удовольствие. Победа в соревновании (успех) доставляет удовольствие. Но в получении награды, по существу, нет ничего приятного. Это понимание успеха с точки зрения взрослых, и оно не имеет отношения к самому соревнованию.

Кто-то написал, что дети «редко следят за счетом, не придают большого значения тому, кто проиграл, а кто выиграл, им не нужен стимул в виде призов, их мало беспокоит, закончена игра или нет. На самом деле, детям нравятся игры, в которых присутствует элемент удачи, где нет прямого сравнения способностей участников игры. Им нравятся игры, которые автоматически начинаются снова, чтобы каждому был дан новый шанс». Как это не похоже на взрослый конкурентный мир, который мы создали. Как развить гармонию в себе?

Успех — в смысле ощущения, что мы достигаем того, чего пытаемся достигнуть, — необходим, чтобы человек чувствовал себя счастливым. Успех — в смысле доставления удовольствия другим — основа человеческих несчастий.

Когда нам не удается достигнуть намеченного, мы чувствуем разочарование,  не более того. Мы переключаемся на что-нибудь другое. Однако если нам не удается достигнуть цели в глазах других, это является несмываемым пятном на нашей «личности». Мы вынуждены носить его на себе как клеймо позора до тех пор, пока нас беспокоит, что о нас думают другие.

То же самое можно сказать о соревновании. Дети бегут наперегонки, чтобы посмотреть, кто первым добежит до воды. «Кто прибежит последний — тухлое яйцо». Кто-то побеждает, кто-то прибегает последним. Но через двадцать минут никто из детей не помнит, кто был первый, а кто последний.

Взрослые бегут на дистанцию в тысячу пятьсот метров. Победитель опережает пришедшего вторым на одну сотую секунды. Его награждают золотой медалью. Пришедший вторым получает серебряную медаль — разочарованный, огорченный, с пристыженным видом. Безумие.

К соревнованию можно было бы относиться как к любовному акту. Соревнующиеся — партнеры, которые необходимы друг другу, чтобы получись физическое и эмоциональное удовольствие, и одержать победу. Они играют вместе, и результат игры восхитителен для обоих.

Представьте, если бы мы относились к любви как к спортивным соревнованиям: первый, достигший оргазма, побеждает и получает приз. Тот, кто достигает оргазма вторым или, что еще хуже, вообще не финишировал, должен чувствовать себя неполноценным неудачником. Представьте, как «приятно» было бы заниматься любовью.

Становясь взрослым, мы запихиваем себя в рамки шаблонов и собственных личностей, чтобы избежать новых проблем и возможностей неудач. Через какое-то время нам становится скучно из-за отсутствия новых проблем и новых трудностей, которые потенциально могли бы привести к поражению. Такова жизнь в страхе потерпеть поражение.

Терпите неудачи! Проигрывайте! Будьте плохими! Играйте, рискуйте, дерзайте!

— Почему ты так часто смеешься, когда проигрываешь игру.

— Это просто. В этот момент мне нечего проигрывать.

© «Книга Жребия»

Добавить комментарий